Уполномоченный по защите прав
предпринимателей в Иркутской области

8 (3952) 48-85-35, 48-85-34

irkutsk@ombudsmanbiz.ru

Риск-ориентированный подход при проведении налоговых проверок

13

Декабря

Сегодня Управление ФНС России по Иркутской области провело публичное обсуждение внедрения риск-ориентированного подхода при проведении выездных и камеральных проверок.

С начала 2018 года система проведения выездных проверок претерпела значительные изменения. Введение риск-ориентированного подхода и использование современных информационных технологий направлено, в первую очередь, на стимулирование добровольного соблюдения законодательства о налогах и сборах, своевременное выявление нарушений, предупреждение фактов нарушений законодательства о налогах и сборах,  увеличение собираемости налогов и сборов.

По данным, представленным Управлением на обсуждении, изменения в системе выездных проверок с начала 2018 года уже привели к значительному уменьшению количества выездных проверок при значительном росте их эффективности по сравнению с данными за 2017 год. Это связано с проведением предпроверочного анализа рисков, после которого с налогоплательщиком ведется диалог в целях самостоятельного уточнения и исполнения налоговых обязательств. И только в случае отказа, назначается выездная налоговая проверка. Так, в 2018 году планировалось включить в план проверок 245 налогоплательщиков, 150 из них согласились уточнить налоговые обязательства, в итоге только 95 налогоплательщиков были включены в план выездных проверок (по данным представленным УФНС на обсуждении).

В дальнейшем планируется максимальный уход от личного общения инспекторов с налогоплательщиками, переход к высокотехнологичным информационным системам, что позволит исключить коррупциогенный фактор.

В целом, внедрение риск-ориентированного подхода позволяет снизить административное давление на налогоплательщиков, уменьшить сроки проведения проверок, предоставить больше возможностей налогоплательщикам для своевременного самостоятельного устранения нарушений.

Обращаем внимание предпринимателей на общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков налогоплательщиков, перечисленные в Приказе ФНС России от 30.05.2007 г. № MM-3-06/333@, к которым относятся следующие:

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами).

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

При этом необходимо учитывать, что систематическое проведение самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности позволит налогоплательщику своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства, избежать выездной налоговой проверки.

Дополнительная информацию о контрольной работе налоговых органов здесь: https://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/#t1.

Приказ Федеральной налоговой службы от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333 @"Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок"

Полезные ссылки