Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области

Лабыгин Андрей Николаевич

Смотрите новости за:
  • янв

  • фев

  • мар

  • апр

  • май

  • июн

  • июл

  • авг

  • сен

  • окт

  • ноя

  • дек

02 декабря

Верховный Суд встал на защиту владельцев павильонов

Меньше месяца осталось до вступления в законную силу постановления городской администрации, которое устанавливает в Иркутске новую Схему размещения нестационарных торговых объектов (далее – НТО). Согласно этому документу, с 1 января 2020 года в городе должно значительно сократиться количество павильонов и небольших магазинов: по новой Схеме Иркутск недосчитается 541 мест для их размещения (подробнее здесь - http://www.ombudsmanbiz-irk.ru/news/default/info/1276/ ). Однако предприниматели, которые пострадают от этой инициативы местных властей, еще вполне могут побороться за свои права – тем более, что на их стороне находится Верховный Суд РФ.

- Дело в том, что в сентябре Верховный Суд РФ принял апелляционное определение по делу предпринимателя, который оспорил исключение местной администрацией места размещения своего фактически действующего торгового павильона из Схемы размещения НТО, - поясняет юрист аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области Ольга Канышева. – Это определение содержит ряд важных положений, разъясняющих права муниципалитетов по исключению НТО из Схемы размещения. В частности, Верховный Суд РФ поставил точку в давнем вопросе: можно ли исключить из Схемы размещения фактический действующий НТО.

В Апелляционном определении указаны критерии, в соответствии с которыми из Схемы размещения не может быть исключено место под НТО:

- объект не демонтирован;

- предприниматель не собирается прекращать свою торговую деятельность в  НТО;

- освобождение данного места не продиктовано объективными данными градостроительной необходимости.

В частности, в апелляционном определении Верховного Суда говорится о том, что истечение срока договора аренды земельного участка, на котором расположен нестационарный торговый объект, само по себе не могло служить основанием для произвольного исключения данного объекта из Схемы размещения нестационарных торговых объектов. Более того, даже наличие судебного решения об освобождении земельного участка (демонтаже) конкретного НТО, не является основанием для исключения места размещения НТО из Схемы размещения, которая содержит обезличенные данные только о координатах и площади НТО. Верховным Судом РФ указывается на то, что исключение места из Схемы размещения при наличии фактически действующего НТО, лишает предпринимателя гарантий, связанных с переоформлением права на использование торгового места.  То обстоятельство, что нестационарный торговый объект был установлен с нарушением определенного Схемой места его расположения и превышением его площади, не могло служить основанием для исключения из такой Схемы и не включении в неё места размещения нестационарного торгового объекта.

Проблема с массовым расторжением договоров аренды земельных участков под размещение НТО остро стоит в городе Иркутске более трех лет. Поэтому очень важным для защиты прав предпринимателей является и то, что Верховный Суд РФ подтвердил позицию Министерства промышленности и торговли России "меняется место - сохраняется бизнес", изложенную в  Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 годы и период до 2020 года, утвержденной приказом Минпромторга России от 25 декабря 2014 года N 2733. В Стратегии говорится: «При отсутствии системных нарушений правил торговли и желании хозяйствующего субъекта продолжать торговую деятельность по истечении сроков разрешенного размещения нестационарного торгового объекта необходимо обеспечивать продление договоров (иных разрешительных документов) без проведения конкурентных процедур. При градостроительной необходимости освобождения места размещения нестационарного торгового объекта следует обеспечивать предоставление хозяйствующему субъекту альтернативных равноценных компенсационных мест».

Учитывая указанную позицию, аппаратом Уполномоченного еще в ноябре 2018 года в администрацию города Иркутска были направлены предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы в области НТО в городе Иркутске, а именно, было предложено внести изменения в Положение о размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Иркутска, утвержденное постановлением администрации города Иркутска  от 29 октября 2018 г. № 031-06-961/8, позволяющие добросовестным предпринимателям, имеющим НТО, включенные в Схему размещения, перезаключить договор на размещение НТО без торгов. На сегодняшний день указанные изменения не внесены.

- Думаю, что все положения, закрепленные Верховным Судом РФ,  пойдут на пользу предпринимателям Иркутска, оказавшимся в ситуации, аналогичной той, что была рассмотрена в Апелляционном определении № 31-АПА19-10, - полагает Ольга Канышева.-  Теперь они получили инструмент, чтобы отстоять свой бизнес и его интересы.

Постановление администрации города Иркутска от 15 июля 2019 года № 031-06-523/9 «О внесении изменений в постановление администрации города Иркутска от 30 декабря 2011 года № 031-06-3192/11 «Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов».

Текст размещен по адресу: http://kumi.admirk.ru/kumi/uvedoml/10737/

 

Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 11 сентября 2019 г. N 31-АПА19-10 «О признании недействующим пункта 1 решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 декабря 2018 года N 1516 "О Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары" в части невключения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары нестационарного торговогообъекта - торгового павильона, расположенного на земельном участке в районе дома N 17 по Юго-западному бульвару города Чебоксары». Текст скачать можно здесь.