Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области

Лабыгин Андрей Николаевич

Смотрите новости за:
  • янв

  • фев

  • мар

  • апр

  • май

  • июн

  • июл

  • авг

  • сен

  • окт

  • ноя

  • дек

23 января

Требования к паспорту антитеррористической защищенности обсудили на совещании

Уполномоченный Андрей Лабыгин провел совещание по обсуждению проекта Указа Губернатора Иркутской области по торговым объектам, подлежащим категорированию в интересах их антитеррористической защиты. В мероприятии приняли участие: старший прокурор отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей прокуратуры Иркутской области Ирина Бологова, заместитель начальника организации охраны объектов, подлежащих обязательной охране  ФКГУ вневедомственной охраны по Иркутской области, старший лейтенант полиции Дмитрий Кижаев, заместитель начальника Главного управления — начальник управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Иркутской области, полковник внутренней службы Виктор Пашков, замминистра министерства экономического развития и промышленности Иркутской области Светлана Васильева, начальник отдела координации реформы контрольно-надзорной деятельности Наталья Молчанова и председатель Общественной организации предпринимателей Иркутской области Ильдус Галяутдинов.

Как отметил бизнес-омбудсмен во вступительном слове, проблема касается правообладателей торговых объектов с площадью торгового зала 150 кв.м. и более. Собственники таких объектов в случае включения их в перечень торговых объектов, подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защищенности, обязаны создать комиссию, провести обследование торгового объекта, мониторинг и в случае присвоения категории разработать паспорт безопасности. В большинстве случаев итогом мероприятий является исключение торгового объекта из перечня в связи с тем, что прогнозируемое количество людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью, составляет менее 51 человека. Таким образом, создается излишняя административная нагрузка на бизнес, а также на уполномоченный орган и силовые ведомства, представители которых обязаны входить в комиссию. Но при этом не достигается цель обеспечения антитеррористической защищенности, так как в итоге обследования объекты с небольшой площадью исключаются из перечня.

Проектом Указа планируется актуализировать критерии включения объектов в перечень, увеличив их площадь для обязательного получения паспорта исходя из численности населения в населенном пункте:

- свыше 50 тысяч человек – от 500 квадратных метров и более;

- менее 50 тысяч человек – от 1 000 квадратных метров и более».

Напомним, сегодня в регионе действует указ губернатора от 19 июля 2021 года, который обязует получать антитеррористический паспорт для объектов, оказывающих услуги населению на площади более 150 кв.м. и одновременном пребывании более 50 человек в помещении. В перечень попали более 1000 объектов со всей Иркутской области. При этом, численность и плотность населения в районах региона разнится, как и специфика работы, поэтому во многих объектах одновременное пребывание десятков человек физически невозможно. Кроме того, проект требует согласования трех ведомств: ФСБ, Росгвардии и МЧС. Из-за отказа последних указ не может быть принят, в связи с этим уполномоченным было принято решение обсудить все причины за круглым столом с участием заинтересованных лиц.

Разработкой документа занималось Министерство экономического развития и промышленности Иркутской области. Как отметила начальник отдела координации реформы контрольно-надзорной деятельности Наталья Молчанова, большинство исследуемых объектов исключаются из перечня ввиду их низкой посещаемостью населением: «В прошлом году нами обследовано около 300 объектов, превалирующая их часть будет исключена. Лишь один предприниматель получил паспорт в 2023 году, так как на его объекте была действительно высокая пропускная способность. В остальном – излишняя нагрузка на бизнес, органы власти, что ставит на второй план такую важную тему как антитеррористическая безопасность». Также Молчанова рассказала о практике в других регионах, где площадь объектов значительно больше, либо прописываются нормы только о пропускной способности объекта, без уточнения общей площади.

Председатель Общественной организации предпринимателей Иркутской области Ильдус Галяутдинов отметил важность принятия проекта Указа, отметив, что эта проблема обсуждается в бизнес-среде уже год. По его мнению, увеличение площадей посредством документа значительно облегчит жизнь бизнесу и поможет сосредоточиться на других, не менее важных вопросах.

На необходимость актуализации критериев указала и старший прокурор отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей прокуратуры Иркутской области Ирина Бологова: «Согласно перечню, все объекты, занесенные в него, должны пройти обследование на присвоение категории и в этом случае получить антитеррористический паспорт. Если требования не выполняются, значит прокуратура принимает меры реагирования, а это влечет дополнительную нагрузку на предпринимателей. Также не стоит забывать о том, что проверки бизнеса и различные процедуры напрямую влияют на рейтинг инвестиционной привлекательности региона. И сегодня место Иркутской области в этом рейтинге - далеко не первое».

Заместитель начальника Главного управления - начальник управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Иркутской области, полковник внутренней службы Виктор Пашков, комментируя отказ МЧС согласовать проект Указа, отметил, что площадь 150 кв.м. привязывается к нормативам из норм пожарной безопасности на объекте массового пребывания людей. Согласно постановлению правительства РФ от 16 сентября 2020 г. N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" минимальная площадь на одного человека должна быть не менее 3 кв.м. Соответственно в помещении, где могут находиться одновременно 50 и более человек, площадь объекта должна быть не менее 150 кв.м. При этом, по его мнению, нет необходимости увеличения площади более, чем в три раза.

Подводя итоги совещания, бизнес-омбудсмен Андрей Лабыгин отметил, что объективных причин для непринятия Указа нет. Поэтому обсуждение данной темы продолжится.Так как данный вопрос напрямую влияет на инвестиционную привлекательность региона, уполномоченный обратится в адрес губернатора Игоря Кобзева для ускорения решения этого вопроса.