янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
Работу двух автоматических пунктов весогабаритного контроля обсудили на площадке Уполномоченного
Бизнес-омбудсмен провел совещание по проблемным вопросам, возникающим при осуществлении весогабаритного контроля транспортных средств на автомобильных дорогах Усть-Кут – Киренск и Тайшет-Чуна-Братск. В мероприятии приняли участие представители министерства транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области, службы потребительского рынка и лицензирования региона, администрации Киренского района, ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области», ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации,метрологии и испытаний в Иркутской области" и ИрНИТУ.
«Причиной для проведения совещания стали обращения бизнеса на некорректную работу этих комплексов в адрес губернатора региона Игоря Кобзева на встрече с жителями Киренского района и открытого диалога с бизнесом. Предприниматели указывают на отсутствие с их стороны нарушений весогабаритных параметров либо превышения показателей по осевой нагрузке автопоезда. Однако, пункты контроля фиксируют нарушения. Например, у бизнесмена из Чунского района при прохождении контрольного пункта на трассе Тайшет-Чуна-Братск регистрируется превышение допустимой массы, в то время как на других весовых комплексах с аналогичным грузом нарушений не обнаружено. Подобная ситуация наблюдается и в Киренском районе. Предприниматели утверждают, что при загрузке грузов они соблюдают все нормы, однако в процессе транспортировки он может сместиться, что приводит к фиксации превышения. Также, установленный для участка Усть-Кут - Киренск предел нагрузки на ось в 10 тонн делает грузоперевозки экономически невыгодными. Это может привести к дефициту продовольствия и строительных материалов в районе, а также к росту цен на товары. Также отмечу, что штрафы за подобные нарушения достигают 600 000 рублей», - отметил Андрей Лабыгин.
Начальник отдела контроля за сохранностью автомобильных дорог и выдачи разрешений минтранса Павел Фронтенко рассказал, что контрольные пункты внедряются в рамках национального проекта, направленного на поддержание целостности дорожного полотна, обеспечение безопасности вождения и оптимизацию расходов на ремонт. Реализацией проекта и обслуживанием занимается региональная дирекция по строительству и эксплуатации дорог, а специализированные подрядные организации, имеющие необходимые лицензии, отвечают за проведение проверок, экспертиз и калибровки оборудования. В настоящий момент в регионе функционирует восемь таких пунктов, и к 2030 году их количество увеличится до шестнадцати.
Заместитель директора ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» Александр Хамидулин рассказал, что пункт контроля в Киренском районе начал работу 3 марта 2025 года, ее поверка проводилась непосредственно перед запуском. В период с 3 марта по 20 мая был зафиксирован проезд 541 транспортного средства, 207 из которых – со скрытыми номерами. Также он напомнил, что Дирекция проводит проверки раз в 100 дней, а ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Иркутской области» делает поверки раз в год.
Директор ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» Петр Демидов обратил внимание на то, что в регионе будут бороться с транспортом, который целенаправленно скрывает номерные знаки при проезде через пункты весогабаритного контроля. «На всех рамках в Иркутской области будут установлены дополнительные средства видеофиксации, которые будут сопоставлять и распознавать транспортные средства для раскрытия знаков. Система позволяет идентифицировать автомобиль, ранее проехавший участок дороги с открытыми номерными знаками, даже если при проезде через контрольный пункт его номера скрыты. Подобная технология уже используется, например, в районе Жердовки», - рассказал Петр Демидов.
Первый заместитель руководителя службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области Наталья Дроздова рассказала, что субсидирование перевозок из Иркутска есть только в Катангский район. В Киренском – только для доставки продовольствия из районного центра в отдаленные поселки. О нерентабельности грузоперевозок рассказала и заместитель мэра муниципального района по экономике и финансам Елена Чудинова. По ее словам, одна доставка груза стоит порядка 200 тыс. руб., а штраф за один проезд через весогабаритный контроль составляет 500 тыс. руб. Соответственно многие перевозчики отказываются везти продовольствие и другие грузы в Киренский район, чтобы не нарваться на штрафы и, в последствии, большие долги. Так как почти 100% груза направляются из областного центра, она предложила проводить контрольное взвешивание груженых автомобилей непосредственно перед выездом в Иркутске. Такая услуга предоставляется ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Иркутской области". Заместитель директора Иркутского ЦСМ Николай Гаврилин предупредил, что в случае обнаружения нарушений при прохождении контроля, заключения их учреждения не будут приниматься судами. По его словам, измерения важны для бизнеса, чтобы убедиться в соответствии технических характеристик транспорта требованиям автомобильных дорог.
Профессор кафедры автомобильных дорог Сергей Шабуров считает, что рамки весогабаритного контроля необходимы, так как они дисциплинируют водителей грузового транспорта и предпринимателей, а также позволяют сохранять дорожное полотно в надлежащем состоянии. Он предложил в зимнее время, если есть такая возможность, открывать альтернативные пути объезда для перевозки грузов, наподобие зимника, чтобы не создавать дополнительную нагрузку на федеральные трассы и дороги местного назначения. Как отметили представители дирекции по строительству и эксплуатации дорог, в законодательстве допускается возможность увеличивать допустимые нагрузки на ось транспортного средства при промерзании грунта земляного полотна на 0,4 метра и более, однако, увеличение нагрузки на дороги в Иркутской области невозможно, если на маршрутах есть аварийные мосты или мосты, не рассчитанные на такую нагрузку. Чтобы оценить возможность увеличения нагрузки зимой, необходимо расширить сеть контрольных пунктов по всей области. Это позволит предотвратить проезд транспорта по дорогам с мостами, которые могут не выдержать повышенной зимней нагрузки.
По итогам совещания было принято решение разработать инструкцию по проезду через весогабаритные рамки для грузоперевозчиков и разместить их на сайтах минтранса и дирекции автодорог. Кроме того, уполномоченный на следующей неделе посетит Киренский район, чтобы встретиться с предпринимателями по этому вопросу.