Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области

Лабыгин Андрей Николаевич

Смотрите новости за:
  • янв

  • фев

  • мар

  • апр

  • май

  • июн

  • июл

  • авг

  • сен

  • окт

  • ноя

  • дек

06 апреля

Организация перевозок – одна из постоянных проблем в отношениях бизнеса и власти

Организация пассажирских перевозок – одна из самых сложных тем во взаимодействии бизнеса, власти и населения. Несмотря на постоянную работу по совершенствованию законодательной базы, различные проблемы регулярно всплывают практически во всех муниципалитетах. Как подчеркивают эксперты, сложно найти более запутанную и наполненную проблемными вопросами область предпринимательства.

Аппарату уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области удалось добиться изменения положения об организации «транспортного обслуживания населения» в Нижнеилимском районе. Благодаря работе юристов бизнес-омбудсмена, процедура отбора перевозчиков приведена в соответствие с требованиями законодательства.

Работая над жалобами перевозчиков из Нижнеилимского района, специалисты аппарата уполномоченного выяснили, что местная администрация нарушает антимонопольное законодательство, заключая все договоры с перевозчиками по результатам открытого конкурса, в то время как федеральное законодательство требует разграничения процедур заключения контрактов и договоров на перевозку пассажиров по регулируемым и нерегулируемым тарифам. В первом случае необходимо проведение электронного аукциона, во втором – открытого конкурса. 

Для справки:

Федеральный закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 N 220-ФЗ разграничивает регулярные перевозки на два вида: по регулируемым и нерегулируемым тарифам. Если муниципалитет устанавливает регулярные перевозки по регулируемым тарифам, то администрации необходимо организовать электронный аукцион и заключить контракт по правилам, описанным в законе «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

Сотрудники антимонопольной службы, получив обращение аппарата бизнес-омбудсмена, провели правовой анализ документов и вынесли местным властям предупреждение с требованием изменить правовые акты. Руководство Нижнеилимского района выполнило необходимые требования. Сейчас процедуры заключения договоров в муниципалитете соответствуют требованиям федерального законодательства.

Предупреждение ФАС основывается на том, что принятое в Нижнеилимском районе положение не соответствует ни 220-ому ФЗ, который предполагает разграничение организации регулярных перевозок по регулируемым и нерегулируемым тарифам, ни 44-ому ФЗ, который предполагает проведение электронного аукциона для определения перевозчика по регулируемым тарифам.

Между тем, подобная проблема наблюдается и на региональном уровне. Свою нормативно-правовую базу разработало Министерство жилищно-коммунального хозяйства Иркутской области, в ведении которого находятся межмуниципальные перевозки. Однако и в документах ведомства обнаружились противоречащие федеральному законодательству тезисы. Так, сотрудники министерства, воспользовавшись переходными положениями 220-го закона, позволяющими проводить процедуры определения перевозчика в порядке, действующем до принятия этого закона, заключали соглашения с теми, кто обращался с заявлением о намерении организовать перевозку по определенному маршруту. Такая процедура не предполагала каких-либо конкурсов или торгов. Антимонопольная служба усмотрела в действиях ведомства признаки нарушения закона о конкуренции и закона о перевозках.  

Рассмотрение дела не закончено – аппарат уполномоченного принимает активное участие во всех заседаниях. Стоит отметить, что чиновники Министерства ЖКХ, отказываясь признавать нарушения, все-таки вносят изменения в свою нормативно-правовую базу.

Между тем, проблема организации перевозок в городах и на пригородных, междугородных маршрутах не ограничивается несовершенством нормативно-правовой базы в отдельных муниципалитетах. Она значительно шире и поднимается в регионе уже не первый год, вызывая резкое противостояние между органами региональной власти, муниципалитетами и предпринимателями. И она типична для большинства регионов России.

Перечень проблем перевозчиков не ограничивается правовой коллизией. Здесь и конфликт вокруг установления тарифов, от которых зависит развитие частного бизнеса, и проблема применения электронной кассовой техники. Среди множества сложных тем, требующих глубокой проработки на законодательном уровне, тема организации перевозок по-прежнему остается одной из самых актуальных, связывающей в единое целое отношения между бизнесом, властью всех уровней и обычными людьми, пользующимися общественным транспортом.