Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области

Лабыгин Андрей Николаевич

Смотрите публикации за:
  • янв

  • фев

  • мар

  • апр

  • май

  • июн

  • июл

  • авг

  • сен

  • окт

  • ноя

  • дек

  • янв

  • фев

  • мар

  • апр

  • май

  • июн

  • июл

  • авг

  • сен

  • окт

  • ноя

  • дек

  • янв

  • фев

  • мар

  • апр

  • май

  • июн

  • июл

  • авг

  • сен (1)
  • окт

  • ноя

  • дек

  • янв (1)
  • фев

  • мар

  • апр

  • май

  • июн

  • июл

  • авг

  • сен

  • окт

  • ноя

  • дек

  • янв

  • фев

  • мар

  • апр

  • май

  • июн

  • июл

  • авг

  • сен

  • окт

  • ноя

  • дек

  • янв

  • фев

  • мар

  • апр

  • май

  • июн

  • июл

  • авг

  • сен

  • окт

  • ноя

  • дек

  • янв

  • фев

  • мар

  • апр

  • май

  • июн

  • июл

  • авг

  • сен

  • окт

  • ноя

  • дек

  • янв

  • фев

  • мар

  • апр

  • май

  • июн

  • июл

  • авг

  • сен

  • окт

  • ноя

  • дек

28 марта

Бизнес и власть Иркутской области обсудили пути снижения административного давления на предпринимателей

Иркутская область, 24.03.16 (ИА «Телеинформ»), - Несоразмерные штрафы, «потребительский экстремизм», вал внеплановых проверок на фоне надзорных каникул – это то немногое, с чем приходиться сталкиваться малому и среднему бизнесу с завидной регулярностью. Пути снижения административного давления на этот сектор экономики предприниматели и представители контрольно-надзорных ведомств попытались найти 23 марта на площадке проекта «Бизнес и власть: откровенный разговор».
 
О том, что малый и средний бизнес постоянно вращается в кругу различных проблем, сказано уже не однократно, в том числе и на самом высоком уровне. Однако несмотря на установку президента РФ Владимира Путина «ослабить поводья» в отношении индивидуальных предпринимателей и компаний среднего звена, предпринимаемые меры нередко приобретают не те формы, которые необходимо. Немалую роль в этом играют и взаимоотношения с контрольно-надзорными органами.
 
«Эта система обширна, сложна, но в то же время статистика по РФ показывает, что она не очень эффективна: только в 10% случаях выявляются нарушения, которые несут непосредственную угрозу или вред, – отметил уполномоченный по правам предпринимателей в Иркутской области Алексей Москаленко, открывая третью встречу проекта «Бизнес и власть» 23 марта. – Это говорит о том, что федеральные и региональные органы не готовы к переходу на новый качественный уровень по осуществлению контрольно-надзорной деятельности».
 
В целом тема внеплановых проверок стала лейтмотивом встречи. Именно этот вопрос вызывает больше всего нареканий в предпринимательской среде – как среди малых предприятий, так и среди среднего бизнеса. Так или иначе, с огромным количеством внеплановых проверок сталкиваются организации разной направленности – от производственных до социально-ориентированных. По данным Алексея Москаленко, только в прошлом году 60% проверок были внеплановыми, что сделало надзорные каникулы, по сути, профанацией, усилив давление на бизнес, о чём свидетельствуют многочисленные обращения в аппарат уполномоченного.
 
Так, как рассказал гендиректор ЗАО «Иркутский хлебозавод» Иван Быков, в прошлом году на предприятии прошло 18 проверок, из них 15 были внеплановыми. В этом году прошло уже четыре внеплановых, ещё пять плановых запланированы на май. Все инспекции отнимают достаточно много времени и, по мнению предпринимателя, было бы целесообразней распределить их на год.
 
Однако начальник отдела по соблюдению прав предпринимателей прокуратуры Иркутской области Наталья Христюк отметила, что проведение проверок «в один присест» – это требование закона, и принято оно в интересах бизнеса, чтобы инспекторы разных ведомств не ходили без конца на предприятия. Что касается внеплановых проверок, то бизнесмены – в случае если они не согласны с ними – всегда могут обратиться в прокуратуру.
 
Вообще проблема внеплановых проверок многогранна. Предприниматели отмечают: по закону они должны проводиться только по сути жалобы, на деле же инспекторы проверяют всё. Руководитель управления Роспотребнадзора по Иркутской области Алексей Пережогин не стал отрицать того, что порой специалисты выходят за рамки внеплановой проверки.
 
«Но мы имеем право начать административное расследование, если найдены другие нарушения. Инспектор не может пройти мимо этого», – отметил он, а Наталья Христюк добавила: действительно, надзорные органы за пределы внеплановой проверки не должны выходить, но в случае непосредственного обнаружения нарушения документы необходимо составлять при руководителе предприятия.
 
Мешает малому и среднему бизнесу и так называемый «потребительский экстремизм». С одной стороны, надзорные органы не имеют права не реагировать на любые обращения, даже анонимные, с другой – у них пока нет полномочий перепроверять заявителя. А фиктивные жалобы, между тем, встречаются на каждом шагу. Бывает и так, что на месте слишком мнительного потребителя оказывается недобросовестный конкурент. По информации Алексея Пережогина, возможно эта ситуация изменится, на федеральном уровне сейчас решается вопрос о том, чтобы дать право тому же Роспотребнадзору работать с установлением личности жалобщика. Пока же предприниматели имеют полное право требовать ознакомиться хотя бы с сутью претензии, а также ходатайствовать о приглашении заявителя на проверку. Как выяснилось, часто это ставит надзорные ведомства в тупик и не даёт ход очередной внеплановой проверке.
 
Не менее животрепещуща – особенно для малого бизнеса – тема межведомственного взаимодействия. По мнению гендиректора «Иркутского завода по розливу минеральных вод» Руслана Коковина, его практически нет, координация между надзорными органами отсутствует, а это «выходит боком» как предпринимателям, отнимая у них лишнее время, так и самим ведомствам, которым приходится работать фактически вхолостую.
 
«Мы сдаём кучу статистических данных о себе в самые разные органы – федеральные, региональные. Вместе с тем все сведения у надзорных органов, статистических организациях есть. Откройте базы данных», – посетовал Руслан Коковин, попутно отмечая, что это поможет исключать те же добросовестные малые предприятия из планов проверок, как теперь позволяет законодательство.
 
Но здесь всё дело оказалось в несостыковке сроков составления этих планов и вступления в силу изменений в федеральный закон, позволяющий не трогать малый бизнес.
 
«Планы начали формироваться в августе 2015 года, изменения вступили в ноябре 2015 года. Законодатель предусмотрел такие ситуации, предпринимателей может написать заявление об исключении из плана, – прокомментировала Наталья Христюк. – Кроме того, теперь ведение реестра субъектов предпринимательства возложено на ФНС. Ранее мы просили налоговую хотя бы по спискам нам галочками отмечать, малый это бизнес или нет. ФНС в этом отказывала, ссылаясь на налоговую тайну или на то, что ведомство не обязано это делать».
 
В целом, у бизнес-сообщества накопилось много претензий к контрольно-надзорным органам – как локальных, так и глобальных, требующих принятия решения на федеральном уровне. Представители же надзорных ведомств заявляют, что действуют по букве закона, не делая шаги ни влево, ни вправо. Предпринимателям посоветовали «потерпеть» – сейчас готовятся изменения в КоАП, которые действительно облегчат малому и среднему бизнесу жизнь. Так, по словам Алексея Пережогина, планируется предусмотреть механизм предупреждения с последующим применением наказания, штрафную «вилку» ликвидировать, привести в порядок вопрос с соразмерностью санкций. Последний вопрос особенно остро стоит перед бизнесом, порой штрафы таковы, что предпринимателю легче закрыться.
 

 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22