Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области

Лабыгин Андрей Николаевич

Смотрите публикации за:
  • янв

  • фев

  • мар

  • апр

  • май

  • июн

  • июл

  • авг

  • сен

  • окт

  • ноя

  • дек

  • янв

  • фев

  • мар

  • апр

  • май

  • июн

  • июл

  • авг

  • сен

  • окт

  • ноя

  • дек

  • янв

  • фев

  • мар

  • апр

  • май

  • июн

  • июл

  • авг

  • сен (1)
  • окт

  • ноя

  • дек

  • янв (1)
  • фев

  • мар

  • апр

  • май

  • июн

  • июл

  • авг

  • сен

  • окт

  • ноя

  • дек

  • янв

  • фев

  • мар

  • апр

  • май

  • июн

  • июл

  • авг

  • сен

  • окт

  • ноя

  • дек

  • янв

  • фев

  • мар

  • апр

  • май

  • июн

  • июл

  • авг

  • сен

  • окт

  • ноя

  • дек

  • янв

  • фев

  • мар

  • апр

  • май

  • июн

  • июл

  • авг

  • сен

  • окт

  • ноя

  • дек

  • янв

  • фев

  • мар

  • апр

  • май

  • июн

  • июл

  • авг

  • сен

  • окт

  • ноя

  • дек

02 декабря

ФНС и налогоплательщики: как достичь взаимопонимания

С 29 ноября по 1 декабря с. г. в Торгово-промышленной палате Российской Федерации проходит ХII Всероссийский налоговый форум — 2016 «25 лет налоговой системе России». В рамках форума в ТПП РФ пройдут десять тематических секций по различным актуальным вопросам налогообложения.
Накануне на одном из круглых столов прошло обсуждение текущей ситуации в налоговом администрировании. Заседание провел Сергей Пепеляев, управляющий партнер юридической компании «Пепеляев Групп».
 
В настоящее время появляются новые механизмы предотвращения и «бесспорного» разрешения возможных конфликтных ситуаций между налоговыми органами и налогоплательщиками: налоговый мониторинг, налоговый рулинг, предварительное соглашение о ценообразовании. Такие механизмы как налоговыми органами, так и представителями бизнеса признаются более эффективными, чем обычные проверочные мероприятия. Однако доступны они лишь некоторым налогоплательщикам.
 
А существуют ли иные механизмы эффективного налогового администрирования, когда речь идет о большинстве или вообще о всех налогоплательщиках?
 
Процедура досудебного обжалования уже показала свою эффективность, но достаточно ли лишь такого способа разрешения спора для того, чтобы говорить о снижении конфликтности в налоговых отношениях? Эти вопросы и определили содержание развернувшейся дискуссии.
 
Было высказано предложение создать при ТПП РФ специальную комиссию — посредника в диалоге между налогоплательщиками и налоговыми органами, которая бы находила и предлагала в первую очередь налоговым органам решения по системным вопросам налогообложения.
 
Как свидетельствует опыт налогового мониторинга, эффективность взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков достигается в том случае, если созданы условия, побуждающие стороны слушать друг друга. В случае налогового мониторинга это нормы закона.
 
И представители налогоплательщиков, и представители налоговых органов согласны, что необходимая трансформация взаимодействия участников налоговых правоотношений возможна лишь в том случае, если оно будет основываться на принципах открытости, взаимного уважения и законности.
 
Надо сказать, что ФНС России демонстрирует усилия, направленные на реализацию принципа открытости. В частности, речь идет о развитии электронного взаимодействия с налогоплательщиками, публикации информации о ненадежных контрагентах на сайте ФНС России, направлении информационных писем налогоплательщикам о «проблемных поставщиках» и др. Заметим, что здесь речь идет об инициативах самой ФНС РФ, т. к. введение таких сервисов налоговым законодательством не предусмотрено.
 
Можно отметить существенное улучшение уровня сервиса и обслуживания в налоговых органах, повышение деловой культуры сотрудников налоговых органов разного уровня системы. Параллельно с этим в отношении конкретного налогоплательщика, когда он, к примеру, обращается за разъяснениями по конкретным хозяйственным операциям, часто наблюдается закрытость, нежелание налогового органа идти на контакт, отписки и т. п.
 
Обсуждая эти вопросы, представители бизнеса поделились существующими и внедряемыми в их компаниях механизмами, элементами управления персоналом, которые могли бы быть перенесены на работу налоговых органов.
 
Отдельное внимание участники круглого стола уделили вопросам взаимодействия в ходе налоговой проверки.
 
Результативный диалог между налоговыми органами и налогоплательщиками может состояться лишь в том случае, если принципы открытости и взаимного уважения будут проявляться в рамках мероприятий налогового контроля в отношении конкретных налогоплательщиков.
 
Сейчас контрольные мероприятия концентрируются на выявлении нарушений. Но налоговому контролю подвергаются и те операции, в отношении которых нарушения не выявляются. Однако налогоплательщику информация об оценке этих операций налоговыми органами не предоставляется. Между тем открытость и взаимное уважение предполагают предоставление налогоплательщику всей информации, которая позволит ему прогнозировать свои налоговые обязательства, получить определенность на следующие налоговые периоды.
 
Среди обстоятельству, которые препятствуют развитию диалога, названы отсутствие акта по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля, в котором налоговым органам дается оценка полученным материалам, повторное истребование документов, которые уже были получены налоговыми органами, отсутствие объяснений и аргументации налогового органа в решении об отказе в продлении срока представления документов и др.
 
Принципы открытости и взаимного уважения предполагают усиление и профилактической функции решений налоговых органов. В данном контексте обсуждались возможные механизмы, позволяющие усилить профилактическую функцию решения налогового органа по результатам налоговой проверки.
 
Было предложено признать решение по результатам проверки письменным разъяснением, освобождающим от уплаты штрафа и пени. Также высказывалось предложение о том, что налоговые органы должны быть связаны своими предшествующими позициями, зафиксированными в решениях по проверкам.
 
Кстати, участники встречи заметили, что для развития отношений в духе открытости, сотрудничества и взаимного уважения не всегда необходимо внесение изменений в налоговое законодательство. Часто достаточно действий работников ФНС России.
 
По результатам работы круглого стола будут выработаны рекомендации, которые модератор дискуссии С. Пепеляев представит всем участникам форума 1 декабря на пленарном заседании.
 
В дискуссии принимали участие Е. Суворова, начальник Управления досудебного урегулирования налоговых споров ФНС России, А. Москаленко, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области, координатор уполномоченных по защите прав предпринимателей в Сибирском федеральном округе, Е.Латышенко, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Кемеровской области, И. Лермонтова, начальник Управления по налогам ООО «Сибирская генерирующая компания», Н. Шипицина, руководитель отдела методологии бухгалтерского учета и налогообложения финансовой службы корпорации «ТехноНИКОЛЬ», О. Емельянова, заместитель руководителя блока правовой работы — руководитель департамента налогового и публичного права ПАО «Интер РАО», и Е. Семкина, ведущий юрист юридической компании «Пепеляев Групп».
 
В рамках форума состоялись 10 круглых столов, видеозаписи каждого из них можно посмотреть в Интернете по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=JKJNBl9uQE4&index=1&list=PLblmTFF8ocAEc34jD-2SHDcTddLWaF1cC
 
 

Источник: ТПП-Информ
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22