Уполномоченный по защите прав
предпринимателей в Иркутской области

Лабыгин Андрей Николаевич

8 (3952) 48-85-35, 48-85-34

irkutsk@ombudsmanbiz.ru

2017

  • янв

  • фев

  • мар

  • апр (1)
  • май

  • июн

  • июл

  • авг

  • сен

  • окт

  • ноя

  • дек

2016

2015

  • янв

  • фев

  • мар

  • апр

  • май

  • июн

  • июл

  • авг

  • сен

  • окт

  • ноя

  • дек (1)

Пресс-служба:

8 (3952) 488-535

irkutsk@ombudsmanbiz.ru

Подписка на новости

Март 2016. В Иркутске прошла очередная встреча в рамках проекта "Бизнес и власть: откровенный разговор"

24

Марта

Штрафная экономика, боязнь коррупции и потакание потребительскому экстремизму – эти и многие другие проблемы обсуждались на очередной встрече в рамках проекта "Бизнес и власть: откровенный разговор". Местные предприниматели встретились с руководителями контрольно-надзорных органов Иркутской области 23 марта.
 
"Система контрольно-надзорных органов обширна и сложна, но не очень эффективна, – отметил Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области Алексей Москаленко. – Как показывает статистика, лишь в 10% случаев проверки бизнеса выявляют реальные угрозы и серьезные нарушения. Несмотря на указы президента, требующие снижения количества проверок, административное давление на бизнес только растет, потому что, снижая количество плановых проверок, надзорные органы увеличивают количество внеплановых".
 
Также Алексей Москаленко подчеркнул, что введение в Иркутской области надзорных каникул вызвало всплеск внеплановых проверок, "они просто превратились в профанацию" – по данным прокуратуры, в 2015 году 60% проверок бизнеса были внеплановыми.
 
Предприниматели имели возможность напрямую задать свои вопросы руководителям различных областных ведомств: на встрече присутствовали начальник регионального Управления Роспотребнадзора Алексей Пережогин, начальник отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей прокуратуры Наталья Христюк, врио руководителя службы ветеринарии Борис Балыбердин, начальник отдела информационного обеспечения и связи с общественностью Управления Россельхознадзора Елена Каргина, заместитель начальника ГУ МВД России по Иркутской области Олег Кнаус, врио руководителя службы государственного и жилищного надзора региона Ирина Савинцева.
 
Так, владелец частного детского сада отметила, что, несмотря на требование указов президента сократить очереди в муниципальные детские сады, эти же указы предусматривают и поддержку частных дошкольных образовательных учреждений. Предполагается, что 10% детских садов в регионах должны быть частными. Однако сегодня в Иркутской области количество таких организаций снизилось на 40% из-за административного давления, поскольку частные детские сады – одна из самых уязвимых сфер бизнеса. Между тем, никаких мер поддержки детских садов контрольно-надзорными органами не предусматривается, нет единого регламента проверок. Так, требования различных надзорных органов могут противоречить друг другу, в результате предприниматель не может избежать штрафов.
 
Представители частных детских садов предложили разработать единую систему требований к любым проверкам бизнеса, включающую сроки, уведомления предпринимателя, конкретный перечень документов, необходимых для прохождения проверки, предписания.
Предпринимателей интересовали вопросы, касающиеся законности применения фотосъемки во время внеплановой проверки, полномочий инспекторов надзорных органов, часто выходящих за рамки темы проверки. Руководитель Управления Роспотребнадзора по Иркутской области Алексей Пережогин пояснил, что закон требует проверки только того, о чем говорится в жалобе, но, если инспектор обнаруживает еще какие-то нарушения, то надзорный орган вправе возбудить по этому факту административное производство, фиксируя нарушение на камеру.
 
Многие представители бизнеса обратили особое внимание на большое количество плановых и внеплановых проверок. Так, одному предприятию в мае 2016 года предстоит пять плановых проверок. Руководитель фирмы поинтересовался, возможно ли снижение количества таких проверок или их распределение в течение года. Однако сотрудники прокуратуры пояснили, что такой план строится специально для представителей бизнеса – чтобы провести все проверки разом и не мешать предприятию работать в течение года. Представители бизнеса отметили, что это не имеет особого результата, потому  что остальную часть года они принимают внеплановые проверки.
 
Также предприниматели отметили, что различные надзорные органы мало взаимодействуют друг с другом. "Мы подаем большое количество статистических данных о себе, отвечаем на любые запросы, почему контрольно-надзорные органы не взаимодействуют между собой и приходят с одними и теми же проверками?", – заявил один из участников встречи. Сотрудники прокуратуры и Роспотребнадзора подтвердили, что подобные проблемы действительно существуют, но ведомства стараются наладить более эффективную работу по взаимодействию друг с другом. Так, например, раньше прокуратура не могла узнать, к малому или среднему бизнесу относится предприятие, поскольку информация о его доходе является налоговой тайной. Поэтому многие предприятия малого бизнеса попадали в план проверок. Теперь же будет выработан единый реестр предприятий, исходя из которого надзорные органы смогут получать информацию о предпринимателе, не устраивая очередную проверку.
 
Предприниматели отметили, что зачастую внеплановые проверки проводятся без согласования прокуратуры, руководителям фирм не показывают жалобы, на основании которых приходит внеплановая проверка, не предоставляют протоколы по итогам проверок. Они также выдвинули идею привлекать к ответственности заявителей, чьи жалобы не подтвердились после проверки. Уполномоченный по защите прав предпринимателей поддержал эту идею, отметив, что необходимо предусмотреть административную ответственность для "системных жалобщиков", это поможет снизить уровень потребительского экстремизма.
 
В целом, на встрече было отмечено, что сегодня контрольно-надзорные органы имеют множество дублирующих функций, часто инспекторы, приходя на проверку к предпринимателю, имеют установку найти нарушение, поскольку иначе руководство служб усматривает в этом коррупционную составляющую. Бизнес-омбудсмен подчеркнул, что штрафная экономика, когда сами надзорные органы вынуждены во избежание обвинения в коррупции обеспечивать свое существование за счет надуманных претензий к бизнесу – не позволяет предпринимателям выходить из тени.
 
Алексей Москаленко отметил, что по результатам встречи во все необходимые органы власти будут направлены резолюции и предложения по улучшению обстановки вокруг проверок малого и среднего бизнеса. Также многие жалобы предпринимателей, озвученные на встрече, будут подробно разобраны аппаратом Уполномоченного.
 
 

Полезные ссылки