Уполномоченный по защите прав
предпринимателей в Иркутской области

Лабыгин Андрей Николаевич

8 (3952) 48-85-35, 48-85-34

irkutsk@ombudsmanbiz.ru

Бизнес-омбудсмен подвел итоги деятельности в первом полугодии

20

Июля

Экономическая эффективность деятельности бизнес-омбудсмена в Иркутской области за первые шесть месяцев текущего года составила 252 млн рублей. Об этом сообщил уполномоченный Алексей Москаленко
 
Экономическая эффективность - это стоимость сохраненного бизнеса, имущества, сумма необоснованных штрафов, погашенная задолженность по госконтрактам, полученные лицензии - то есть все средства, которые удалось сохранить для предпринимателя в результате  его обращения в аппарат Уполномоченного по защите прав предпринимателей. 
 
По словам Алексея Москаленко, каждая шестая жалоба рассматривается в пользу обратившегося предпринимателя. Если права заявителя восстановлены, то формируется история успеха. Она размещается на сайте Уполномоченного, рассылается в СМИ, органам власти. Это делается, с одной стороны, для повышения уровня доверия бизнеса к аппарату бизнес-омбудсмена, а с другой, для предупреждения органам власти, чтобы в дальнейшем они не нарушали права предпринимателя. 
 
Алексей Москаленко также рассказал, что в некоторых случаях помочь предпринимателю невозможно из-за позднего обращения в аппарат бизнес-омбудсмена. Однако такие жалобы не остаются без внимания - они становятся  материалом для  работы по системным проблемам бизнеса. Например, в 2015 году из устных и письменных обращений застройщиков обозначилась проблема избирательного подхода  при проведении многократных итоговых проверок региональной службой строительного надзора. При рассмотрении обращений, Уполномоченный пришел к выводу, что орган надзора делит предпринимателей на положительных и отрицательных. Поэтому бизнес-омбудсмен в Иркутской области использовал различные диалоговые механизмы, чтобы хоть как то снизить давление на бизнесменов. Так,  Алексей Москаленко обозначил эту проблему на межрегиональном совещании с Генеральным прокурором РФ, после чего она стала предметом рассмотрения на межведомственной группе Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей и Генеральной прокуратуры РФ, в дальнейшем проблемой занималась прокуратура региона. 
 
Также по системным нарушениям внедрена практика участия аппарата Уполномоченного в судах. В суды подаются не только иски в защиту прав предпринимателя, но и  мнения Уполномоченного по выявленным нарушениям.  Это позволяет прекратить аналогичные массовые правонарушения со стороны органов власти. В случае поступления аналогичной жалобы позицию Уполномоченного можно подкрепить судебным актом в пользу предпринимателя. Эта деятельность позволила ликвидировать определенную категорию нарушений прав предпринимателей со стороны службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области.  Если в 2014 году службой выявлено 342 нарушения законодательства  со стороны предпринимателей, то в 2015 - всего 84.  
 
Аппарат бизнес-омбудсмена в Иркутской области — лидер среди региональных институтов по защите прав предпринимателей в судах. По итогам работы в 2015 году Уполномоченным при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борисом Титовым объявлена благодарность за выдающиеся успехи по защите предпринимателей в судах. 
 
Также Алексей Москаленко отметил, что в Приангарье сохраняется высокое административное давление. Несмотря на то, что область стала в 2016 году регионом, где бизнес-сообщество отмечает снижение административного давления, экономика остается штрафной. Ежедневно в аппарат Уполномоченного обращаются два и более предпринимателей за консультацией.  Они спрашивают, как себя вести, когда к ним приходят с проверкой. По  словам Алексея Москаленко, для снижения административного давления необходима системная работа. Сегодня эта тема поднимается не только на региональном, но и федеральном уровне. 
 
Напомним, в апреле Правительством РФ утверждена "дорожная карта" по модернизации контрольно-надзорной деятельности. Ее основной принцип заключается в том, что контрольно-надзорные органы должны заниматься профилактикой правонарушений бизнеса, а не наложением штрафов. В связи с этим приняты изменения в 294 Федеральный закон. Из  него исключены положения о проверке обязательных требований, содержащихся в актах РСФСР и СССР. Также вводится обязательная идентификация личности заявителя при подаче в органы контроля электронных жалоб на бизнесменов, а также правило обязательной предварительной оценки фактов, содержащихся в жалобах. Эти меры призваны защитить предпринимателей от внеплановых проверок на основе жалоб, содержащих ложную или недостоверную информацию, а также уменьшить количество электронных жалоб, которые часто использовались как средство недобросовестной конкуренции для организации внеплановых проверок конкурентов. 
 
Кроме того, вводится понятие и правила применения проверочных листов (чек-листов). Их использование упорядочит действия инспекторов во время проверки определенным перечнем вопросов, что даст предпринимателям возможность заранее готовиться к мероприятию по контролю. Чек-листы подлежат опубликованию на официальных сайтах контрольных ведомств. 
 
Таким образом в стране закрепляется  институт профилактических мероприятий. Алексей Москаленко отмечает, что очень важно направить этот механизм на благо профилактики правонарушений, а не на всплеск внеплановых проверок бизнеса. Необходимо обеспечить правильное правоприменение контрольно-надзорными органами нововведений. Центральное место в работе уполномоченного  по-прежнему будет занимать административное давление на бизнес, подчеркнул Алексей Москаленко. 
 

Полезные ссылки