Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области

Лабыгин Андрей Николаевич

Помощь предпринимателям:
  • янв

  • фев

  • мар

  • апр

  • май

  • июн

  • июл

  • авг

  • сен

  • окт

  • ноя

  • дек

24 мая

Иркутское УФАС России признало, что администрация Иркутска нарушила Закон о защите конкуренции

Речь идет об исключении муниципалитетом 757 мест из Схемы размещения нестационарных торговых объектов (НТО).
 
Напомним, эти места были исключены из Схемы размещения НТО с 1 января 2020 года постановлением администрации города Иркутска от 15 июля 2019 года. При этом в число исключенных мест размещения попали и фактически работающие киоски и павильоны, что стало предметом обращения в антимонопольное ведомство ряда предпринимателей и регионального уполномоченного.  
 
Бизнес-омбудсмен и юристы его аппарата активно отстаивали в этом процессе позицию предпринимателей, работающих в сфере нестационарной торговли. В итоге им удалось убедить представителей Иркутского УФАС, что это решение городской администрации носило субъективный характер, и в большинстве случаев места из Схемы были исключены необоснованно. В самом деле, 193 действующих НТО было сокращено «в связи с перенасыщением территории города Иркутска торговыми площадями» - но при этом администрация тем же самым постановлением включила в Схему 216 новых мест размещения НТО! 
 
- По сути, этот факт говорит о создании преференций каким-либо отдельным хозяйствующим субъектам, что свидетельствует о нарушении  Закона о защите конкуренции, - комментирует бизнес-омбудсмен Андрей Лабыгин.
 
Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 19 Федерального закона № 381-ФЗ установлено, что утвержденные нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов не могут служить основанием для пересмотра размещения как стационарных, так и   нестационарных торговых объектов, строительство или реконструкция которых начаты либо завершены до утверждения указанных нормативов. К тому же, эти нормативы, на которые ссылается администрация Иркутска, определяют лишь нижние (то есть, минимальные) пороги обеспеченности населения торговой инфраструктурой. Очевидно, что максимальных порогов обеспеченности не установлено, так как политика государства направлена на развитие всех форм торговли, а не на ее ограничение. 
 
Также муниципалитет исключил из Схемы и места размещения киосков печати, в том числе и функционирующие, - несмотря на то, что Правительством РФ всячески поддерживаются организации в сфере распространения книг и печатных средств массовой информации.
 
Таким образом, руководствуясь Законом о защите конкуренции, антимонопольное ведомство выдало администрации Иркутска предупреждение №038/63/20 от 26.03.2020 года об отмене акта, который содержит признаки нарушения данного закона, выразившиеся в необоснованном сокращении мест из Схемы размещения НТО. Городская администрация несколько раз заявляла ходатайства о продлении срока исполнения предупреждения — и до конца 2020 года антимонопольная служба всякий раз шла навстречу муниципалитету. Однако никаких конкретных действий по исполнению предупреждения так и не было выполнено. Так что, в итоге в отношении администрации было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства. А на прошлой неделе Комиссия Иркутского УФАС по рассмотрению данного дела признала, что действия муниципалитета являются нарушением пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, которые приводят к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.