Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области

Лабыгин Андрей Николаевич

Помощь предпринимателям:
  • янв

  • фев

  • мар

  • апр

  • май

  • июн

  • июл

  • авг

  • сен

  • окт

  • ноя

  • дек

18 мая

Снижение административной нагрузки на бизнес обсудили в Правительстве

Вчера в правительстве региона под руководством первого заместителя губернатора - главы кабмина региона Константина Зайцева состоялось заседание Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при правительстве Иркутской области. На нем обсудили проблемы размещения нестационарных торговых объектов на территории региона, введение моратория на демонтаж НТО, внедрение интерактивной схемы НТО, меры поддержки сельхозпроизводителей, а также снижение административной нагрузки на бизнес.

«В сложившейся социально-экономической и внешнеполитической ситуации значимость малых и средних субъектов предпринимательства актуальна как никогда. На недавнем совещании по экономическим вопросам Президент России Владимир Путин еще раз обратил на поддержку граждан и бизнеса особое внимание. Правительством РФ в ответ на внешние вызовы был разработан план первоочередных действий по обеспечению развития экономики в условиях санкций. Под председательством Губернатора Иркутской области Игоря Кобзева создан антикризисный штаб. В его рамках действуют восемь профильных рабочих групп, которые на еженедельной основе оперативно рассматривают поступающие от бизнеса и жителей вопросы», - отметил на открытии заседания первый заместитель губернатора - председатель правительства Иркутской области Константин Зайцев.

С докладом о положении дел в сфере размещения НТО выступил руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области Александр Кулиш. В своем выступлении он отметил, что остаются вопросы, связанные с размещением НТО без каких-либо договорных отношений с администрацией, либо эти договорные отношения уже прекратили свое действие, и на лицо факт индульгенции взаимоотношений, когда администрация выставляет платежи за пользование земельным участком и предприниматель вынужден их оплачивать. Это претензии к органам местного самоуправления, так как предприниматель в этой ситуации - пострадавшая сторона, которая подстраивается под условия администрации муниципального образования.

Также обсуждался вопрос создания интерактивной схемы НТО, где предприниматели могут подобрать место для ведения бизнеса, исходя из своих предпочтений.

Бизнес-омбудсмен рекомендовал оперативно рассмотреть создание схемы информатизации размещения НТО и напомнил о необходимости введения моратория на демонтаж уже работающих объектов НТО. По его мнению, эта мера как никогда актуальна именно в условиях беспрецедентного санкционного давления.

Руководитель Службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области Ольга Степанова отметила, что правительством Иркутской области будет принято постановление по продлениям договоров НТО на 7 лет, что касается вопроса по мораторию на снос НТО, то он требует обсуждения с администрацией города Иркутска.

Также с докладом о мерах поддержки сельхозпредприятий выступила заместитель министра сельского хозяйства Иркутской области Марина Кожарина. Она рассказала, что поддержка малых хозяйств в текущих сложных условиях – одна из приоритетных задач министерства.

Замминистра подчеркнула, что на сайте министерства размещена подробная информация по всем мерам поддержки, которыми могут воспользоваться предприниматели.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области Андрей Лабыгин в своем выступлении рассказал присутствующим о снижении административной нагрузки на бизнес и проблемах, которые мешают предпринимателям в ведении их бизнеса:

- 10 марта Правительство РФ ввело мораторий на проведение контрольных мероприятий до конца года. Хочу отметить, что жалоб по факту нарушения контрольно-надзорными органами моратория в аппарат Уполномоченного не поступало. Вместе с тем, в мой адрес неоднократно поступают обращения от субъектов МСП, которые полагают, что приостановление проверок распространяется на любые формы государственного контроля». В связи с этим, бизнес-омбудсмен предложил расширить информированность предпринимательского сообщества, акцентировав внимание на виды проверок, которые не подпадают под действие моратория.

Также бизнес-омбудсмен рассказал, что в марте текущего года были внесены изменения, существенно снижающие административную нагрузку на бизнес.  Это снижение размеров административных штрафов, исключение «двойной» ответственности организации и работника, предупреждение за первое нарушение вместо материального взыскания. Однако, применение новых положений вызывает определенные трудности и активно оспаривается государственными органами. Бизнес-омбудсмен рекомендовал контрольно-надзорным органам организовывать в условиях моратория как можно больше профилактических мероприятий: обсуждений, семинаров, профилактических визитов.

Кроме проведения проверок, омбудсмен затронул еще одну проблему – это незаконный арест и необоснованное списание денежных средств со счетов предпринимателей судебными приставами в рамках исполнительных производств. Он предложил провести совещание с руководством налоговых органов и судебных приставов по поводу необоснованного предъявления к исполнению фактически исполненных судебных актов и необоснованному списанию денежных средств со счетов субъектов предпринимательской деятельности.

Также актуальной проблемой для бизнеса, осуществляющего грузоперевозки, является работа автоматических пунктов весогабаритного контроля транспортных средств. У предприятий нет возможности опровергнуть неисправность пункта весогабаритного контроля в момент взвешивания. И для небольших перевозчиков, получивших штрафы, это просто разорительные суммы.

Бизнес-омбудсмен отметил, что несмотря на то, что сейчас работа пунктов приостановлена, эта проблема актуальна и разрешением ее нужно заниматься сейчас, а не откладывать ее решение.

Еще один вопрос, на который Уполномоченный обратил внимание - это нестабильная, необоснованно завышаемая кадастровая стоимость недвижимости. В 2021 году по многочисленным обращениям предпринимателей и Уполномоченного правительством региона результаты кадастровой оценки объектов недвижимости - административных зданий утверждены не были. Это позволило не увеличить налоговую нагрузку на бизнес в это непростое для него время.

Однако сейчас ОГБУ «Центром государственной кадастровой оценки недвижимости» проводится новая кадастровая оценка земельных участков, что опять повлечет увеличение их кадастровой стоимости и приведет к необходимости оспаривания ее результатов, то есть к новым судебным расходам для бизнеса и бюджета. Поэтому омбудсмен предложил отказаться от пересмотра кадастровой стоимости в сторону увеличения. Тем более, что кадастровая оценка земельных участков была проведена в 2020 году.

«Нельзя забывать, что предпринимательская деятельность в России имеет огромное значение, поскольку затрагивает интересы большой части населения государства, выступая при этом не просто как фискальный источник, а по сути, как способ возрождения нашей страны. Поэтому сокращение административной и налоговой нагрузки - один из основных способов оказать бизнесу серьезную поддержку в это непростое время», - подытожил Андрей Лабыгин.