Уполномоченный по защите прав
предпринимателей в Иркутской области

Лабыгин Андрей Николаевич

8 (3952) 48-85-35, 48-85-34

irkutsk@ombudsmanbiz.ru

Бизнес-омбудсмен выступил на заседании Общественного совета по защите малого и среднего бизнеса

02

Июня

На заседании Общественного совета при прокуратуре Иркутской области 30 мая присутствовали представители областной прокуратуры, «Общественной организации предпринимателей Иркутской области», «Деловой России», «Фонда поддержки малого предпринимательства Иркутской области», «Малых предприятий Иркутской области», «Партнерства товаропроизводителей и предпринимателей», «Ассоциации муниципальных образований Иркутской области», «Ассоциации фитнес-клубов Иркутской области», а также Юридического института ИГУ.

В повестку включили обсуждение проблем предпринимателей по итогам 2013 года, которые были сформулированы Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Иркутской области Алексеем Москаленко совместно с региональным бизнес-сообществом для первого ежегодного доклада Президенту РФ Владимиру Путину. В проект доклада, который обсуждался на Всероссийской конференции Уполномоченных по защите прав предпринимателей 15–16 апреля 2014 года, вошли ключевые проблемы, мешающие развитию бизнеса как в России в целом, так и в каждом регионе в частности.

По словам Алексея Москаленко в этом году для доклада Президенту были выделены следующие проблемы в Иркутской области:

– Непрозрачность и слабая публичность судебных процессов. Для устранения фактов коррупции в судах, а также обеспечения независимости и повышения объективности судей мы предложили вести онлайн-трансляции, а также публиковать аудио- и видеозаписи судебных процессов.

– Слишком частые изменения в законодательстве, регламентирующем предпринимательскую деятельность. Эти изменения, как правило, не проходят достаточного согласования с бизнес-сообществом. Предпринимателям необходима большая степень стабильности налоговых правоотношений. Проблему помогло бы решить внесение поправок в Налоговый кодекс РФ и Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ, которые бы запретили чаще одного раза в пять лет принимать акты законодательства, увеличивающие нагрузку на предпринимателя или отягчающие его положение.

– Это полуофициальные поборы с предпринимателей региональными надзорными органами под видом оказания дополнительных госуслуг. Надзорные органы мотивированы на эти поборы, так как их фонды оплаты труда напрямую зависят от количества оказанных дополнительных услуг. Нужно устранить коррупциогенные факторы регионального законодательства, стимулирующие работников проверяющих госорганов к навязыванию ненужных услуг. Кроме того, необходимо предусмотреть направление собранных за дополнительные услуги средств напрямую в региональный бюджет, а не в фонд оплаты труда   надзорного органа.

– Иски на сумму менее 100 тысяч рублей не принимаются к рассмотрению в арбитражном суде кассационной инстанции. В результате подавляющее большинство представителей малого- и микробизнеса не могут защищать свои права и законные интересы в этой инстанции суда. Мы предложили снизить барьер хотя бы до 50 тысяч рублей.

– Увеличение административного давления на бизнес со стороны проверяющих инстанций в различных сферах, неоправданно  длительный срок проверок для субъектов малого бизнеса, а также перспектива введения внезапных проверок, которые сильно тормозят работу предприятий. Кроме того, контрольно-надзорные органы широко используют полномочия прокуратуры, чтобы проводить внеплановые и повторные проверки в обход Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Решение мы видим в либерализации данного ФЗ, в частности, статей 10 и 15. Под действие закона должны попадать Федеральная налоговая служба, прокуратура и другие контрольно-надзорные органы. Мы не должны допустить принятие поправок к 294-ФЗ, связанных с обеспечением внезапности проверок субъектов малого бизнеса.

Алексей Москаленко, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области:

– Особое внимание на Совете мы уделили проблеме увеличения количества внеплановых проверок с использованием полномочий органов прокуратуры. В настоящее время из общего количества проверок предпринимателей, проведенных в нашей стране, только 52 % – плановые, а 48 % – внеплановые.

Федеральный закон № 294 говорит о том, что все внеплановые проверки, кроме проверок по жалобам потребителей, должны согласовываться с прокуратурой. Но в ФЗ «О прокуратуре РФ» есть статья 22, которая не подпадает под действие ФЗ № 294. В ней говорится о том, что прокурор имеет право со своим удостоверением в любое время прийти на предприятие с проверкой. Контрольно-надзорные органы, например, не могут просто так устроить внеплановую проверку, поэтому они идут к прокурору с жалобой на то, что деятельность того или иного предприятия может причинить вред жизни или здоровью людей, а затем вместе с прокурором идут проверять это предприятие.

Мне кажется, нам удалось убедить членов Совета и представителей прокуратуры, что это системная проблема, и надо принимать меры, чтобы у контрольно-надзорных органов каждый раз при необходимости провести внеплановую проверку не возникало соблазна бежать к прокурору. Они должны сначала написать заявление в прокуратуру и сопроводительное письмо с просьбой согласовать проверку. После этого уже прокуратура изучит вопрос и взвесит, есть ли достаточные основания для проведения проверки или нет. Заместитель прокурора Иркутской области Андрей Некрасов на заседании Общественного совета отметил, что прокуратура уже проводит работу со своими сотрудниками на местах, чтобы максимально снизить внеплановые проверки без согласования. С этой целью, выполняя поручение Президента, уже создается и отрабатывается механизм единого Всероссийского реестра как плановых, так и внеплановых проверок.

Остальные фотографии с мероприятия можно посмотреть в альбоме.
 

Полезные ссылки