Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области

Лабыгин Андрей Николаевич

Помощь предпринимателям:
  • янв

  • фев

  • мар

  • апр

  • май

  • июн

  • июл

  • авг

  • сен

  • окт

  • ноя

  • дек

26 марта

Обсуждение проекта первого ежегодного доклада бизнес-омбудсмена Иркутской области

Презентация доклада состоялась 25 марта. На мероприятии присутствовали около 60 слушателей: представители Заксобрания, Правительства Иркутской области, контрольно-надзорных органов, прокуратуры, Юридического института ИГУ, общественных объединений предпринимателей.

"Сегодня впервые мы с вами собрались для того, чтобы обсудить проект годового доклада Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области, – начал мероприятие бизнес-омбудсмен Алексей Алексеевич Москаленко. – Пока еще многие вещи, которые связаны с институтом Уполномоченного, происходят впервые, так как наш институт создан совсем недавно, а в Иркутской области работает всего 1 год. И вот как раз по итогам работы в 2014 году мы и подготовили этот доклад, который хотим представить вам на обсуждение. Текст проекта доклада был предварительно разослан и, надеюсь, что кто-то из вас успел его посмотреть. Также я рассчитываю услышать здесь замечания и предложения к докладу, которые мы сможем учесть.

Доклад должен быть представлен 31 марта 2015 года Уполномоченному при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, Губернатору Иркутской области, Законодательному Собранию, Общественной палате и в Уставный суд Иркутской области.

В целом доклад получился достаточно объемным, в нем мы рассказали о проделанной работе в 2014 году. Кроме этого, мы сформировали определенную тематическую статистику, а также приводим данные социологического опроса, в котором участвовали предприниматели различных территорий нашего региона. В доклад входит оценка условий осуществления предпринимательской деятельности в Иркутской области, выявленные бизнес-омбудсменом системные проблемы бизнеса и предложения по совершенствованию правового положения субъектов предпринимательской деятельности.

Естественно, текст доклада я зачитывать не буду, надеюсь, что вы это сделали или сделайте самостоятельно. Но для того, чтобы в достаточно короткое время я смог рассказать о его содержании, мы подготовили презентацию годового доклада, которую я вам сейчас представлю. Мне бы хотелось сегодняшний регламент построить следующим образом: я представляю вам презентацию, а после этого мы переходим непосредственно к обсуждению доклада".

Алексей Москаленко рассказал об этапах формирования региональной инфраструктуры института Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области: об аппарате Уполномоченного, состоящем из 8 сотрудников, об экспертах pro bono publico, общественных представителях, назначенных в 2014 году в 16-ти муниципалитетах региона, 9-ти открытых на территории области общественных приемных, а также об Общественном, Координационном и Экспертном советах при Уполномоченном и действующих рабочих группах. Затем Алексей Москаленко перешел к рассказу о взаимодействии с федеральным Уполномоченным.

"Принимая во внимание то, что наш институт новый, взаимодействие с федеральным Уполномоченным при Президенте РФ по защите прав предпринимателей крайне важно. Поэтому в течение года я принимал участие в 5-ти мероприятиях, которые организовывал Борис Юрьевич Титов. На таких мероприятиях есть возможность, в том числе, пообщаться с другими региональными бизнес-омбудсменами и обменяться опытом", – отметил Алексей Москаленко.

Что касается взаимодействия с органами местного самоуправления и органами государственной власти, функционирующими на территории Иркутской области, в 2014 году Уполномоченный работал в составе следующих советов: Общественный совет по защите малого и среднего бизнеса при Прокуратуре Иркутской области, Инвестиционный совет при Правительстве Иркутской области, Общественный совет при Управлении Федеральной службы судебных приставов, Экспертный совет по рекламе при Иркутском УФАС России.

"Должен отметить и поблагодарить сотрудников областной прокуратуры за восприимчивость и внимание к нашим проблемам, то есть проблемам предпринимателей, – подчеркнул Уполномоченный. – Считаю, что в Общественном совете при прокуратуре мы работаем наиболее эффективно, по сравнению с другими советами, но, надеюсь, мы и там выстроим работу в дальнейшем", – подчеркнул Алексей Москаленко.

В 2014 году бизнес-омбудсмен также активно взаимодействовал с Правительством Иркутской области (принимал участие в заседаниях), Минэкономразвития Иркутской области, Службой потребительского рынка и лицензирования и службой ветеринарии Иркутской области (совместные совещания), Законодательным Собранием Иркутской области и с отдельными депутатами (участие в сессиях, совместное рассмотрение законопроектов в рамках рабочих групп).

"Совместная работа с депутатским корпусом, а в частности с руководителями комитетов – Дикусаровой Натальей Игоревной, Носенко Ольгой Николаевной, Алексеевым Борисом Григорьевичем – уже дает свои результаты, и спасибо им за это сотрудничество.

Надо понимать, что рамки взаимодействия наметились, но впереди достаточно тяжелая работа, так как  федеральная власть сегодня передает полномочия в регионы в части определения налоговых режимов для предпринимателей  и условий ведения бизнеса. Хочу нам всем пожелать успехов в дальнейшей работе", – озвучил Уполномоченный.

Алексей Москаленко обратил внимание присутствующих на то, что очень важным результатом взаимодействия с министерством экономического развития Иркутской области в 2014 году стало включение Уполномоченного в процедуру оценки регулирующего воздействия. В ходе ОРВ бизнес-омбудсмен выявляет избыточные административные барьеры и обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также риски возникновения необоснованных расходов для предпринимателей.

"Мы провели большую работу в муниципальных образованиях области, с учетом обширной географии области, думаю, мы много успели сделать и, конечно, продолжим эту работу и 2015 году, – продолжил Алексей Москаленко. – Назначение общественных представителей, открытие общественных приемных и заключение соглашений о взаимодействии с администрациями как раз связано с посещениями муниципальных образований.

Во время этих поездок я посмотрел работу Советов по предпринимательству и поучаствовал в заседаниях, и должен сказать, что в большинстве случаев эти Советы работают формально, а значит неэффективно. И здесь нужно, чтобы власть обратила на это внимание, так как впереди непростые времена, а диалог бизнеса и власти поможет найти компромиссы".

В соответствии с частью 6 статьи 2 Закона Иркутской области деятельность Уполномоченного осуществляется гласно.

"С самого начала формирования института бизнес-омбудсмена в Иркутской области ведется активная работа по информированию предпринимательского сообщества о деятельности Уполномоченного, его возможностях, правах, обязанностях и результатах работы.

В нынешних условиях бурного развития информационных технологий главным коммуникационным средством является Интернет. Поэтому основной упор делается на популяризацию деятельности Уполномоченного в этом сегменте распространения информации".

С 1 сентября 2014 года начал работать сайт бизнес-омбудсмена: www.ombudsmanbiz-irk.ru. На сайте есть информация о задачах и правах Уполномоченного, публикуются пресс-релизы и фоторепортажи по мероприятиям, «Наши успехи», материалы по правовому просвещению. Здесь же расположены разделы с документами и контактными данными, интернет-приемная. Все новости также публикуются на страницах в социальных сетях и рассылаются по более чем 40 средствам массовой информации. Понимая важность таких традиционных средств массовой информации, как телевидение и радио, Уполномоченный в 2014 году принял участие в записи 8-ми новостных телепередач и 1-й передачи на радио.

"Согласно данным медиалогии, которая проведена аппаратом Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, бизнес-омбудсмен Иркутской области находится на 9-м месте по России и на 1-м по Сибирскому федеральному округу по упоминаемости в средствах массовой информации. В общей сложности в СМИ зафиксировано 452 публикации с упоминанием Уполномоченного и его деятельности. Надо отметить, что такие результаты достигнуты при том, что на взаимодействие со СМИ не предусмотрено финансирование", – сказал Алексей Москаленко.

Затем бизнес-омбудсмен перешел к оценке условий ведения предпринимательской деятельности в Иркутской области. Уполномоченным были сделаны запросы данных в прокуратуру, Иркутскстат, Пенсинный фонд и другие госорганы и контрольно-надзорные органы Иркутской области.

"Количество субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП), по данным Иркутскстат, с каждым годом уменьшается. Так, например, в 2011 году СМСП было 121 612, а в 2014 году – 113 180. При этом, несмотря на сокращение количества СМСП, число работников, занятых в сфере малого и среднего бизнеса, растет: в 2011 году было 194 336 человек (24,7 % от общего числа занятых в экономике Иркутской области), в 2013 году – 210 116 человек (26,5 %). Пока, к сожалению, нет статистики по работникам за прошлый год – только за 2013.

По данным ПФР Иркутской области, общий объем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поступивших от СМСП Иркутской области, растет с каждым годом. В 2011 году поступило 47 092 млн. руб. взносов, в 2014 – 61 217 млн. руб.

По данным прокуратуры Иркутской области, сокращается общее количество проведенных проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства. Если в 2012 году было проведено 28 528 проверок (среди которых 10 118 плановые и 18 410 внеплановые), то в 2013 году общее число проверок составило 21 245 (9 389 плановых и 11 856 внеплановых), а в 2014 году – 21 208 проверок (6 892 плановые и 14 316 внеплановые). То есть в прошлом году, по сравнению с позапрошлым, число внеплановых проверок увеличилось – это тревожная тенденция. Да, количество проверок, в целом снижается, в том числе, благодаря планомерной работе областной прокуратуры. Тем не менее, я считаю, что эта нагрузка все еще слишком велика", – обозначил Уполномоченный.

Алексей Москаленко также привел данные по количеству проверок, административных расследований и сумм штрафов, полученные от других контрольно-надзорных органов, работающих на уровне региона: МЧС, Роспотребнадзора, Росприроднадзора, Россельхознадзора, службы ветеринарии, службы потребительского рынка и лицензирования.

"Вся нагрузка по проверкам и штрафам ложится, по большей части, на легальный бизнес. Теневым бизнесом практически никто не занимается. Очень бы хотелось, чтобы вектор всех этих проверок сместился в сторону нелегального бизнеса, который, по сути дела, мешает нормальной конкурентной работе легального бизнеса", – выразил надежду Алексей Москаленко.

Вниманию участников были представлены результаты опроса «Мнение собственников и руководителей высшего звена средних и малых компаний об административной среде в Российской Федерации», который проводился среди собственников и руководителей (и их заместителей) высшего звена средних и малых компаний Иркутской области. Всего было опрошено 50 респондентов, проживающих в городе Иркутске и 13 муниципальных образованиях Иркутской области.

"Благодаря помощи общественных представителей Уполномоченного в муниципалитетах и кафедры социологии и социальной работы Байкальского Государственного Университета экономики и права, мы провели социологический опрос для оценки условий ведения бизнеса в Иркутской области. Большое спасибо хочу сказать заведующей этой кафедры Карпиковой Ирине Серафимовне за помощь, которую она нам оказала безвозмездно. Ведь в нашем бюджете нет средств на такие опросы, и провести эту важную работу удалось только благодаря нашему сотрудничеству. В презентацию вошли только некоторые результаты, все остальные включены в сам доклад".

На вопрос "Как за последний год изменилась административная нагрузка на Ваш бизнес?" 57,4 % респондентов отвечают, что она увеличилась, 41,2 % говорят, что не изменилась. 47,1 % опрошенных оценили объем общей административной нагрузки на бизнес в более чем 20 % от выручки. Что касается числа проверок, то 50 % участников исследования отметили, что их проверяли от 1 до 3 раз за год, 22,1 % – от 4 до 6 раз. Из всех проведенных проверок 72 % – это плановые.

"На вопрос "С чем, на ваш взгляд, связана практика уплаты неформальных платежей" самый популярный ответ был "С целью сохранить бизнес при неблагоприятной административной среде" (41,2 % респондентов). То есть предприниматель идет на взятки для того, чтобы остаться работать, сохранить бизнес, рабочие места. А на вопрос "Знаете ли вы о случаях, когда представители власти используют свое служебное положение для создания особо благоприятных условий отдельным фирмам?" положительно ответили 48,5 % респондентов, отметив, что это весьма распространенная практика. Коррупционная составляющая в отношениях бизнеса и власти очень высока, и правоохранительным структурам нужно увеличить усилия по борьбе с этими явлениями", – сказал Алексей Москаленко.

69,1 % участников исследования отметили, что происходящие кризисные явления очень сильно повлияли на развитие предпринимательства в регионе. 33,8 % собираются, в связи с этим, увеличить стоимость продукции (услуг), 30,9 % откажутся от планов по развитию бизнеса, еще 23,5 % проведут сокращение персонала.

Алексей Москаленко перечислил ключевые системные проблемы бизнеса, предложенные для включения в годовой доклад федерального Уполномоченного Бориса Титова:

· Административное давление на бизнес: постоянное увеличение административных штрафов и количества внеплановых проверок, проводимых контрольно-надзорными органами;

· Увеличение тарифов на электрическую и тепловую энергию для субъектов предпринимательской деятельности и непрозрачность формирование тарифа на оптовом рынке электрической энергии;

· Высокие обязательные платежи и сборы для бизнеса, установленные налоговым и иным законодательством;

· Недоступность государственного и муниципального заказа для субъектов малого и среднего предпринимательства;

· Недоступность кредитных ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Для улучшения делового и инвестиционного климата Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области предлагает в 2015 году органам государственной власти и Правительству Иркутской области:

· Не принимать законов и НПА, ухудшающих условия ведения бизнеса и увеличивающих совокупную налоговую нагрузку;

· Принять закон о налоге на имущество от кадастровой стоимости с параметрами 5000 м2 и коэффициентами по годам (выработанные в рамках рабочей группы);

· Создать и опубликовать региональную базу востребованной продукции и услуг с целью оптимальной организации открытия новых производств в рамках импортозамещения;

· Выработать меры, направленные на повышение доступности государственного и муниципального заказа;

· Совместно с инфраструктурой поддержки инвестиционной и предпринимательской деятельности в Иркутской области провести просветительские мероприятия по вопросам:

– оказания мер государственной поддержки предпринимателям;

– использования антикризисных инструментов для ведения предпринимательской деятельности;

– предоставления государственных и муниципальных услуг для предпринимателей;

– участия предпринимателей в госзакупках.

В доклад бизнес-омбудсмена, итоговая версия которого будет подготовлена до 31 марта, будет включен список остальных проблем, влияющие на ведение предпринимательской деятельности, и предложений по их решению.

После презентации проекта доклада прошло обсуждение. Присутствующие активно в нем участвовали.

В ходе обсуждения председатель НП "Малые предприятия Иркутской области" Валентина Сокова высказала мнение о том, что увеличились административные нагрузки на субъекты малого и среднего бизнеса. Это произошло в связи с внесением изменений в законодательство в части увеличения размера административного штрафа, в частности для юридических лиц.

Председатель некоммерческого партнерства "Союз предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности" Дмитрий Баймашев отметил, что на бизнес, в силу законодательства, возлагаются большие сопутствующие расходы, которые в конечном итоге влияют на стоимость продукции предприятия. При этом на практике нет фактического эффекта от применения этих платных процедур: для бизнеса нет никакой пользы, они лишь приводят к дополнительным расходам.

Президент торгово-промышленной палаты Иркутской области Константин Шаврин отметил, что налоговые каникулы целесообразней предусмотреть не для начинающего, а для действующего бизнеса, чтобы его сохранить.

Председатель комитета по собственности и экономической политике Законодательного Собрания Иркутской области 2-го созыва Ольга Носенко сказала о том, что тема участия субъектов малого и среднего предпринимательства, прозвучавшая в проекте доклада Уполномоченного, очень актуальна, и предложила бизнес-омбудсмену провести в 2015 году совместную просветительскую работу по этой теме.

Заместитель прокурора Иркутской области Андрей Некрасов поблагодарил Уполномоченного за интересный и развернутый доклад, отметил, что становление института за прошедший год действительно произошло. Также он сказал о том, что прокуратура всегда готова к сотрудничеству, готова помогать в решении проблем. Для этого можно проработанные проблемы вносить через бизнес-омбудсмена Иркутской области, который, в том числе, выполняет роль связующего звена между предпринимательским сообществом и органами власти и выступает в качестве координатора

Остальные фотографии с мероприятия можно посмотреть в альбоме.