Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области

Лабыгин Андрей Николаевич

Помощь предпринимателям:
  • янв

  • фев

  • мар

  • апр

  • май

  • июн

  • июл

  • авг

  • сен

  • окт

  • ноя

  • дек

18 июня

Бизнес-омбудсмен рекомендовал администрации Иркутска исключить необходимость согласования с мэрией информационных вывесок

Вопрос размещения и порядок демонтажа объектов информационного оформления рассмотрен на заседании первого Экспертного совета при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Иркутской области. 

Уполномоченный Алексей Москаленко направит в адрес администрации Иркутска мотивированное предложение о внесении изменений в проект муниципального правового акта «Правила размещения наружной рекламы и объектов информационного оформления на территории города Иркутска».

Уполномоченный предлагает исключить из Правил требование властей обязательное согласование с мэрией вывесок, информационных табличек, указателей местонахождения или обозначения места входа.

Бизнес-омбудсмену поступают обращения от предпринимателей по поводу дополнительных административных барьеров. По мнению Алексея Москаленко, норма по согласованию, включенная в проект Правил, является избыточной обязанностью и влечет за собой необоснованные расходы для субъектов предпринимательской деятельности. 

По закону «О защите прав потребителей» потенциальный продавец товара или исполнитель работ, услуг обязан довести до сведения граждан фирменное наименование своей организации, место ее нахождения и режим работы, разместив указанную информацию на вывеске. Следует обратить внимание, что в соответствии с КоАП РФ в случае неразмещения такой информации предприниматель будет привлечен к административной ответственности.

Причем на практике отмечены случаи, что пока предприниматели согласовывали информационный объект с администрацией, были оштрафованы Роспотребнадзором, т.к. процедура с городом занимает более месяца.

На основе правового анализа, проведенного членом Экспертного совета, управляющего партнера Адвокатского бюро «Правовые стратегии» Евгением Мальцевым, сделаны выводы, что федеральное законодательство не предусматривает подобных требований.

Так, закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относит утверждение схемы размещения, выдачу разрешений на установку и эксплуатацию,  предписаний о демонтаже самовольных рекламных конструкций,  а также аннулирование разрешений.

Таким образом, у органов местного самоуправления  города отсутствуют полномочия именно по порядку демонтажа вывесок и указателей, которые подлежат обязательному размещению в соответствии с  Законом «О защите прав потребителей».

«Нужно опираясь именно на федеральное законодательство четко разграничить, что попадает под понятия объекта информационной направленности и рекламной конструкции. Многие барьеры возникают из-за некорректного понимания, что является вывеской, а что наружной рекламой. Кроме того, нужно учитывать интересы обеих сторон», - отметил доцент кафедры судебного права ЮИ ИГУ Михаил Зубович.

Закон «О рекламе» не распространяется на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

«Например, вывеска «Аптека» большими буквами без наименования – это не реклама, поскольку указан только профиль ее деятельности», - пояснил заместитель руководителя УФАС по Иркутской области Александр Кулиш.

Вместе с тем, отсутствие в городских Правилах процедуры согласования размещения информационных указателей и вывесок, не исключает  возможности демонтажа объектов и конструкций на основании действующего законодательства о рекламе.

Размещение на вывеске информации, направленной на привлечение внимания к организации, должно рассматриваться как реклама, следовательно, может быть демонтирована как незаконная рекламная конструкция.

В ходе подготовки рекомендаций бизнес-омбудсмена проанализирован опыт других городов России (Новосибирск, Москва). Например, в Екатеринбурге, в нормативных правовых актах города отсутствует процедура согласования объектов информационного оформления.

Напомним, что Уполномоченным уже проводились совещания по данному вопросу с представителями администрации города Иркутска (http://www.ombudsmanbiz-irk.ru/news/default/info/412/), а также в рамках процедуры оценки регулирующего воздействия Уполномоченным ранее направлены данные предложения в администрацию города (http://www.ombudsmanbiz-irk.ru/news/default/info/365/).

Справка:

В соответствии с распоряжением Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области, членами Экспертного совета при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Иркутской области являются руководитель УФАС по Иркутской области Валентина Заморина, доцент кафедры судебного права ЮИ ИГУ Михаил Зубович, старший преподаватель кафедры конституционного права Иркутского ЮИ (филиала) ГОУ ВПО «Российская правовая академия Министерства юстиции РФ» Елена Кирильчик, управляющий партнер Адвокатского бюро «Правовые стратегии» Евгений Мальцев, заместитель министра юстиции Иркутской области Лариса Пенюшкина, управляющий партнер Адвокатского бюро «Савинок и партнеры» Александр Савинок, руководитель Сибирского отделения ООО "Пепеляев Групп" Егор Лысенко, профессор кафедры международного права и сравнительного правоведения ЮИ ИГУ Максим Тирских, руководитель аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области Эвелина Секулович.

Председатель Экспертного совета - Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области Алексей Москаленко.

Ознакомиться с распоряжением можно на официальном сайте сайте www.ombudsmanbiz-irk.ru в разделе «Документы».

Кроме того, в заседании Экспертного совета приняли участие и.о. прокурора Иркутска Сергей Волков, начальник управления по оценке эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти министерства экономического развития Иркутской области Марина Бак, зампредседателя комитета по экономике Иркутска Алексей Евладов, замначальника Департамента предпринимательства  и развития потребительского рынка администрации Иркутска Наталья Сизых.